С первых дней жизни и до достижения зрелости каждый проходит сложный путь психического развития. Если взять для сравнения психологическое развитие ребенка в первые двенадцать месяцев жизни и через пять-шесть лет, то можно сделать вывод, что оно претерпело не только количественные, но и качественные изменения. Взять, к примеру, память ребенка. Нельзя сказать, что у младенца она лучше или хуже, чем у ребенка школьного возраста, – она иная. Малыши зачастую быстро запоминают песни, стихи или иностранные слова. При этом нельзя утверждать, что память школьника хуже, просто к ней предъявляются иные требования. Поэтому не случайным есть тот факт, что психологическое развитие ребенка происходит поэтапно и индивидуально.

Сразу же после появления ребенка на свет наступает кризис новорожденного. У ребенка присутствуют только безусловные рефлексы: дыхательный, сосательный, ориентировочный и защитный. Малыш много спит, чтобы набраться сил для успешного развития. Он также обладает способностью различать сладкое, соленое, горькое, кислое, сосредотачивать свое внимание на звуковых раздражителях.

До месячного возраста развитие ребенка происходит очень быстро. К этому времени он уже может сосредоточиться на ярком предмете, узнает мать, поднимает ручки, двигает ножками, улыбается, издает звуки. А это свидетельствует о том, что развитие ребенка, его психики перешло на новую стадию.

Чтобы психологическое развитие ребенка в первый год жизни происходило в нужном темпе, необходимо его жизнь наполнять новыми впечатлениями, эмоциями. Если много разговаривать с малышом, ходить с ним на прогулки, рассматривать новые игрушки, стараться обращать его внимание на все особенности окружающего мира, то развитие ребенка даст хорошие результаты.

После годовалого возраста, когда малыш научился хорошо ходить, у него появляются новые возможности в познании окружающего мира, богатые и разнообразные впечатления. На этом этапе развитие ребенка также связано со способностью выражать свои мысли, разговаривая со старшими. С трехлетнего возраста к маленькому человечку приходит осознание себя как личности.

С трех до шести лет происходит дошкольное развитие детей – время, когда проявляется противоречие между желанием владеть миром предметов и ограниченностью возможностей. Для психологического развития ребенка в этот период характерен интерес к совместным играм со сверстниками, в ходе которых он учится сотрудничать с себе подобными. Поэтому дошкольное развитие детей имеет еще одну важную особенность: в этот период происходит формирование личности ребенка, закладываются его черты характера. Этому процессу способствуют сюжетные игры, знакомство со сказками, рисование, лепка, конструирование. Также дошкольное развитие детей характеризуется становлением основных стадий психического развития ребенка. Поэтому все, с чем ему придется столкнуться в дальнейшем, – отображение внимания и заботы, которые он получил от старших (безусловно, прежде всего, от родителей).