Готовность ребёнка к обучению в школе подразумевает формирование у ребёнка готовности к тому, что он будет занимать новую для себя социальную позицию – теперь он школьник, у которого есть свои права и обязанности. Личностная готовность может быть выражена в отношении ребёнка к учёбе, к учителям, к самому себе. Считается, что ребёнок полностью готов к обучению в школе, если школа привлекает ребёнка не своими атрибутами (портфель, тетради, учебники, новые знакомства), а возможностью получать новые полезные знания. Будущий школьник должен управлять своим поведением, чтобы эффективно познавать новые знания и науки.

Личностная готовность школьника предполагает высокий уровень эмоционального развития и эмоциональной устойчивости, на этом фоне учебная деятельность будет протекать успешно.

Для того чтобы ребёнок успешно обучался новым знаниям, он должен проявлять стремление к серьёзной учёбе, к занятиям. Появление такой заинтересованности во многом зависит от  отношения взрослых членов семьи к учёбе, старшие должны подчёркивать важность учёбы в школе, и в шкале ценностей учёба должна быть гораздо выше дошкольных игр. Школьник, осознавая то, что он, учась в школе, сравнивается со старшими, поднимается тем самым в глазах младших.

Стремление ребёнка обрести новый социальный статус способствует образованию внутренней позиции ребёнка, которая определяет его деятельность и поведение.

Признаком внутренней позиции школьника является отказ от дошкольно-игрового, и появление ярко положительного отношения  к школьной и учебной деятельности. В случае положительной направленности ребёнка на учебный процесс и на школу это будет хорошей  предпосылкой  для благополучного вхождения школьника в учебный процесс.

Личностная готовность выражена также в отношении к себе – в осмыслении своих способностей, результатов собственной работы, в адекватном поведении.

О готовности ребёнка к учебной деятельности можно узнать во время групповых занятий или беседы с психологом. Существуют особые приёмы и планы беседы, выявляющие позицию школьника.

Так, например, эффективен такой приём: преобладание игрового или познавательного мотива можно определить, выявив выбор ребёнка. В комнате с игрушками ребёнку дают возможность их рассмотреть в течение минуты. После этого ребёнку начинают читать сказку, но прерывают рассказ на самом интересном месте. Психолог интересуется, что ребёнку сейчас хочется — поиграть с новыми игрушками или дослушать сказку. Дети, не готовые к учёбе, выберут игрушки, а если личностная готовность к школе налицо – ребёнок заинтересуется продолжением сказки.